Вацлав Травник является исполнительным директором и заместителем председателя правления компании OKIN FACILITY. Компания специализируется на управлении и эксплуатации зданий, вспомогательных и административных услугах, службах безопасности, ресепшн, справочных службах и уборке. Сфера, в которой она работает уже много лет, сегодня динамично меняется. На первый план выходят данные и Интернет вещей. "Управление объектами больше не будет осуществляться человеком, не имеющим доступа к данным или не обладающим высокой квалификацией", - говорит человек, отвечающий за офисы в шести европейских странах.
В 2003 году компания насчитывала 200 сотрудников в Праге и ее окрестностях. Сейчас она насчитывает почти три тысячи сотрудников в шести странах региона ЦВЕ. Какова история ее роста?
Я думаю, что основную роль в этом сыграл наш владелец, который с самого начала сделал ставку на экспансию на восток. Это оказалось главной предпосылкой успеха. Его постоянное стремление к поиску новых тенденций также стало сильной движущей силой нашего долгосрочного курса. И последнее, но не менее важное - это принцип мнимой конкуренции. Мы всегда шли своим путем, чтобы конкуренты оглядывались на нас, а не мы на них. Мы также придерживаемся девиза, что только довольные сотрудники могут гарантировать высокое качество предоставляемых услуг. Поэтому мы уже давно строим отношения с собственными сотрудниками. Все это привело к постоянному росту выручки на двадцать процентов в год.
Многие компании испытывают трудности с поиском сотрудников, а не упираетесь ли вы уже в потолок?
Это, конечно, не так. Дело в том, что мы используем интеллектуальные технологии, чтобы помочь себе. Не то чтобы у нас, например, была другая уборка, чем у наших конкурентов, но мы можем управлять ею лучше. То же самое с техническими специалистами. Наш специалист не закручивает винт в 20 раз быстрее, чем другой. Но если у него есть план, что именно он будет делать и когда, то процесс технического обслуживания становится максимально эффективным. Кроме того, мы можем вести подробный цифровой учет каждого обслуживания в течение длительного периода времени, так что мы знаем, что происходило, скажем, пять лет назад на рабочих местах в любом из наших региональных офисов. Таким образом, преимущество такого управления обслуживанием заключается еще и в общем сравнении филиалов друг с другом.
Компания OKIN FACILITY стала лауреатом премии Slovak Business Superbrands 2019. Что это значит для вас?
Я думаю, что эта награда является доказательством правильности нашей ориентации на современные технологии. За последние годы нам удалось привлечь в Словакию клиентов с технологиями, которых у наших конкурентов либо нет, либо они не работают с ними в той же степени, что и мы. Таким образом, интерес к нам просто выше. Другая причина - стабильность наших сотрудников, особенно на руководящих должностях. Например, я работаю здесь уже десять лет, и за все время существования нашей компании менеджмент низшего и среднего звена практически не изменился. Таким образом, нам удалось завоевать доверие наших клиентов, а вместе с ним и награды, подобные этой. Но мы уже получали подобные награды, например, в Польше.
Вы сказали, что это было правильное решение для владельца - посмотреть на Восток. В чем Вы видите преимущества Востока перед Западом?
На Западе наша промышленность также очень развита. Но чем дальше на Восток, тем более новаторской становится наша отрасль. Там аутсорсинг в нашем понимании только-только входит в обиход крупных транснациональных корпораций. Таким образом, именно мы задаем тенденцию, а конкуренты вынуждены просто следовать за нами.
Насколько важна цифровизация для вашей отрасли? Почему вы начали разрабатывать новые инструменты?
Я человек, который хочет все отслеживать. Если вы отвечаете за шесть стран и до каждой из них тысяча километров, вы можете полагаться либо на то, что вам рассказывают ваши сотрудники о ситуации с их клиентами, либо на очень точные данные. Цифровые, независимые, генерируемые нашими собственными программными средствами, которые мы создали для этих нужд.
Вы говорите об инструменте под названием Drive?
Drive обеспечивает техническое администрирование и обслуживание объектов и технологий. Сегодня мы можем модифицировать его таким образом, чтобы планировать любую деятельность, с которой сталкиваются наши сотрудники. Это включает в себя подробный маршрут для каждого этапа деятельности. Так, если вы пришли к нашему клиенту как новый сотрудник и вам нужно отремонтировать, например, кондиционер, вы просто запускаете Drive на своем телефоне, считываете NFC-код и по пунктам знаете, что нужно делать. Вы подтверждаете, делаете, сохраняете и все. По сути, это как расписание. Это также избавляет нас от необходимости обучать сотрудников.
Что для вас означает Интернет вещей?
Когда речь заходит об использовании IoT-технологий в управлении объектами, мы смело называем себя буквально первопроходцами. В начале всего этого было принято решение не использовать заказные IoT-решения от внешних производителей, поскольку цена оборудования обычно настолько высока, что мы не можем позволить себе включить его в контракт для клиента. А мы все равно должны быть конкурентоспособными. Поэтому мы внутри компании собрали команду людей, способных создавать собственное IoT-оборудование.
Насколько сложно было создать и сохранить эту команду?
Я уже говорил о том, что менеджеры низшего и среднего звена в нашей компании в принципе неизменны и поэтому прекрасно понимают компанию изнутри. Поэтому все, что нужно сделать, - это привести в компанию человека, знающего технологию, и объединить всех в одну команду для создания необходимого решения. На самом деле, подавляющее большинство используемых нами инструментов разработано собственными силами. Иногда, правда, разработка требует больших затрат времени и человеческих ресурсов. Но у нас есть владелец, который выступает за постоянные инновации. Это дает нам огромную свободу действий, и в итоге мы всегда получаем результат.
Где вы используете IoT-устройства?
Особенно в области уборки. Когда у вас большое количество филиалов, уборка должна производиться с семи тридцати до восьми утра, поэтому вам необходимо знать, был ли наш сотрудник на месте через две минуты после семи тридцати. А узнать это можно так: менеджер получает уведомление на свой телефон или компьютер, исходя из того, где и когда сотрудник убрался. Мы также используем IoT в уборке. У нас много уборочной техники, газонокосилок, тракторов для технического обслуживания и так далее. Одно из наших решений может сказать: трактор тронулся с места во столько-то часов и закончил работу во столько-то часов. Таким образом, благодаря этим данным мы знаем, какой пробег у машин, когда им потребуется регулярное техническое обслуживание и многое другое.
Собирая данные, вы обещаете предотвратить поломки в зданиях. Как работает система?
Для того чтобы обещать это клиенту, нам необходимо сначала познакомиться со зданием. Мы проводим паспортное обследование, вводим данные в нашу систему и получаем некий базовый уровень. Проще говоря, мы знаем, сколько проработает, например, котел или кондиционер до того, как потребуется его ремонт или замена, и заранее сообщаем об этом клиенту. Исходя из объема данных и непрерывного сбора информации, мы постоянно учимся и становимся более точными.
Что вы можете отслеживать?
Например, общее состояние оборудования, влажность, температура или, с помощью тепловизоров, нагрев оборудования. Это также позволяет прогнозировать, например, трение подшипников или перегрузку по мощности.
Почему в вашей отрасли в целом наблюдается такой значительный рост? Стремятся ли компании к экономии?
Это объясняется сочетанием нескольких факторов. Во-первых, новое оборудование гораздо сложнее, и компании уже не могут доверить его обслуживание кому попало. Другой фактор заключается в том, что компаниям необходимо производить в конъюнктуре, а ресурсы, которые раньше использовались "внутри", привлекаются для решения других задач и чаще всего передаются на аутсорсинг. Все это увязывается с общим дефицитом рабочей силы на рынке, который, как ни парадоксально, тоже этому способствует.
Когда вы смотрите на будущее своей отрасли, каким оно будет?
Массовая оцифровка и автоматизация, безусловно, не за горами. В условиях дефицита квалифицированной рабочей силы на рынке все рабочие процессы придется автоматизировать. Например, зачем кому-то физически проверять котельную, если достаточно датчиков и сенсоров. Человек приходит только тогда, когда что-то происходит. То же самое будет и с роботами. Например, охранников в значительной степени могут заменить беспилотники. Затем возникает феномен "умных" зданий. Они де-факто могут управлять сами собой. Управление объектом больше не будет осуществляться человеком, не имеющим доступа к данным или не обладающим высокой квалификацией.
Наоборот, может быть, это будет вашим недостатком, что компании получат беспилотники, роботов и сенсоры и больше не будут нуждаться в вас?
Я тоже думал об этом. Но посмотрите, это мы обычно подталкиваем наших клиентов к тому, чтобы они приобрели технологию. Для экономии денег, для оптимизации. Может быть, использовать датчики для обнаружения движения людей в той или иной зоне и убирать только тогда, когда это действительно необходимо. Я понимаю, что они еще не часто так думают. У них есть свой основной бизнес, и они хорошо в нем разбираются. Если они хотят идти дальше, они не могут тратить время и энергию на такие вещи вокруг, как управление зданием. Это то, ради чего мы здесь. Управление объектами будет связано с квалифицированными специалистами, которые могут взаимодействовать с технологиями и улучшать условия жизни людей.
Но Вы также участвуете в ECS. Что происходит?
European Customer Synergy (ECS) - это совместное предприятие частных компаний, работающих в сфере управления объектами. Благодаря этому объединению мы можем покрыть любой заказ по всей Европе и, в свою очередь, предложить другим партнерам воспользоваться нашими региональными офисами. Кстати, недавно мы добились большого успеха в работе с ECS. Мы предоставили всем нашим партнерам технологическое решение в виде HelpDesk и ServiceDesk. Теперь мы можем вместе использовать единую систему управления техническим обслуживанием, которую мы разработали в OKIN FACILITY.